Способы диагностики развития интеллекта

Тест Бине-Симона - программа для диагностики развития интеллекта, IQ

Она была предложена в 1905 г. Альфредои Бине и Теодором Симоном. Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, сгруппированных по критерию повышения трудности в соответственные возрастные когорты: каждая задача данной возрастной группы должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст.

При личном участии Бине тест дорабатывался и публиковался в новых версиях (1908, 1911). С тех пор переводился, адаптировался и модифицировался в разных странах мира. Наиболее известная модификация теста была разработана и создана американским психологом Льюисом Терменом (тест Стэнфорд—Бине).

Во всех редакциях тест Бине-Симона направлен, в основном, не на выяснение способностей, а на оценкупонимания и сообразительности, развиваемых в процессе обучения и воспитания. Важный недостаток этого теста состоит в том, что авторы его игнорировали факт значительного влияния обучения и всего опыта личности на успешность выполнения заданий.

Альфред Бине был одним из создателей первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии в Сорбонне (1889) и ежегодника L’Année psychologique (1894), ставшего главным психологическим журналом Франции (Бине возглавлял его в 1894–1911). Бине – автор работ по патологии сознания, проблемам умственного утомления, внушения, графологии и др., впервые применил экспериментальные методы к изучению высших психических функций, прежде всего мышления, для исследования которого он разработал и усовершенствовал ряд новых методов: опросники, тесты, метод клинической беседы.

В начале 20 века Бине вместе с Теодором Симоном провели ряд экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления детей, на основе которых создали первые тесты интеллекта. Они разработали шкалу развития интеллекта (шкала Бине – Симона) и систему простых испытаний для соответствующих измерений. В основе нее лежит идея различия хронологического и умственного возраста. В новом варианте шкалы (шкала Стэнфорд – Бине, 1911) уровень умственного развития определялся с помощью подсчёта коэффициента интеллекта (IQ; термин предложил В. Штерн). В исследовании интеллекта Штерн использовал метод тестов, с помощью которых он проводил, в частности, испытание одарённости у детей школьного возраста. Ввёл понятие коэффициента интеллекта (IQ, 1912), высчитываемого как отношение умственного возраста к хронологическому.

В рамках тестологического подхода интеллект определяется через процедуру его измерения – тесты, с помощью которых выявляется некоторый набор умственных способностей, таких как способность раскрывать значения слов, выполнять операции с цифрами и фигурами, обнаруживать закономерности, запоминать информацию и т. д. На основе показателей выполнения этих заданий определяется коэффициент интеллекта (intelligence quotient, IQ). Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок), общая познавательная способность, которая проявляется в том, как человек воспринимает, понимает, объясняет и прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно он действует (прежде всего в новых, сложных или необычных ситуациях).

.