Конец XX столетия отмечен в России повышенным интересом специалистов различного профиля к проблемам современной семьи. Семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. В то время как совершенно упускалось из внимания эмоциональное состояние самих родителей, а также в целом изменение психологических особенностей родителей под влиянием рождения ребенка с особенностями в развитии.

В связи с этим особенно актуальным становится рассмотрение личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии и  создание модели психологической помощи данным семьям.

Объектом данного исследования являются психологические особенности родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

Предмет исследования – личностные особенности родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

Цель работы:  изучить и проанализировать личностные особенности родителей, воспитывающих детей с проблемами  в развитии и разработать комплексную программу психологической помощи семьям данной категории.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать основные теоретико-методологические подходы к исследованию психологических особенностей семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
  2. Выделить личностные особенности, присущие родителям, воспитывающим детей с проблемами в развитии.
  3. Разработать инновационную модель психологической помощи родителям, воспитывающим детей с проблемами в развитии

Методологической основой данной работы являются положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского, теории деятельности А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, теории отношений Б.Г.Ананьева, теории отношений и концепции неврозов В.Н.Мясищева, а также учения об акцентуациях характера К.Леонгарда и А.Е.Личко. Теоретическими источниками исследования являются концептуальные подходы к диагностике и коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии, представленные в исследованиях ведущих отечественных дефектологов: Д.И.Азбукина, Т.А.Власовой, В.В.Воронковой, Л.С.Выготского, С.Д.Забрамной, Л.В.Занкова, М.В.Ипполитовой,  К.С.Лебединской, И.Ю.Левченко, Э.И.Леонгард, В.И.Лубовского, А.Р.Маллер, Е.М.Мастюковой, М.С.Певзнер, В.Г.Петровой, Л.И.Солнцевой, И.М.Соловьева, Е.А.Стребелевой, Г.В.Цикото, Ж.И.Шиф и других.

     Изучение личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии проведено на базе следующих организаций:

  1. 1) Благотворительный фонд «Наши Дети», организация  «The Promise», работающая по системе «Portage» с «особыми» детьми в городе Рязани;
  2. МУ «Психолого-медико-педагогическая комиссия г. Рязани».

 

В исследовании приняло участие 11 семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

В качестве основного диагностического инструмента была выбрана методика СМИЛ (MMPI).

Проведенное психологическое исследование личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии многофакторным методом MMPI (СМИЛ) позволило выделить у родителей несколько преобладающих личностных тенденций.

 

1)Общие процентные соотношения, полученные в ходе рассмотрения женских профилей представлены в таблице №1 и диаграмме №1.

В целом в можно выделить определенные группы матерей, воспитывающих детей с проблемами:

  1. Основную группу составили тревожные матери (значения Т (60-70) – 67%). В исследовании подтверждается ведущий тип переживаний этих лиц: тревожность как констан¬тное качество личности. Они отличаются развитым чувством ответственности, совестливостью, обязательностью, скромностью, повышенной тревожностью в отношении мелких житейских проблем, тревогой за судьбу близких. Им свойственна эмпатийность. (доминирование в личностном профиле шкалы №7).
  2. Ко второй группе относятся лица с преобладаю¬щей пассивной личностной позицией или находящиеся в состоянии депрессии и испытывающие постоян¬ное чувство пессимизма (значения Т (60-70) – 56%). Им следующие особенности: высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив; склонность к раздумьям, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, своих возможностях (доминирование в личностном профиле шкалы №2).
  3. Группа эмоционально-лабильных матерей составляет 56% (значения Т (60-70). Это выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в ощущении причастности к интересам группы, эгоистичность - с альтруистическими декларациями, агрессивность - со стремлением нравиться окружающим (доминирование в профиле шкалы №3).
  4. Необходимо выделить группу импульсивных матерей (значения Т (60-70) – 44%. Для них характерна активная личностная позиция, высокая поисковая активность. Характерны нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний, устойчивость которого имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, успешности предпринятых действий. Непосредственность в проявлении чувств, в речевой продукции и в манерах. Высказывания и действия часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков. Интерес к видам деятельности с выраженной активностью (доминирование в личностном профиле шкалы №4).
  5. И группа матерей с обособленно-созерцательной позици¬ей (индивидуалистичные) 44% (значения Т (60-70). Это свидетельствует об обособленно-созерцательной личностной позиции, аналитическом складе мышления; склонности к раздумьям, которая превалирует над чувствами и действенной активностью. Отмечается определенная избирательность в контактах, известный субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов, склонность к абстракции, т.е. к обобщениям и к информации, отвлеченной от конкретики и повседневности. Характерной особенностью этих родителей является некоммуникабельность, приоритетность интеллектуальной переработки информации над чувственной, эмоцио¬нальная холодность и избирательность в межличностных контактах, а также субъективизм в оценке ок¬pyжaющиx.

 

 

2) Общие процентные соотношения, полученные в ходе рассмотрения мужских профилей представлены в таблице №2 и диаграмме №2.

Среди  отцов, воспитывающих детей с проблемами в развитии доминирующую и наиболее значимую группу составили импульсивные отцы (значения Т (60-70) – 57%). Для них характерна активная личностная позиция, высокая поисковая активность. Характерны нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний, устойчивость которого имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, успешности предпринятых действий. В целом поведение раскованно, непосредственность в проявлении чувств, в речевой продукции и в манерах. Высказывания и действия часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков (доминирование в личностном профиле шкалы №4).

Однако необходимо обратить внимание на следующую особенность у отцов, воспитывающих детей с проблемами в развитии в отличие от матерей значительно выше % социальной интроверсии (в мужских профилях – 57%, в то время как в женских – 33%).

3) Общие значения, полученные в ходе исследования родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии с помощью многофакторного метода MMPI (СМИЛ) (таблица №3 и диаграмма №3).

В целом для родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии доминирующими и выраженными оказались следующие личностные тенденции:

  • пессимистичность (преобладание тревоги и депрессивных тенденций) (значения Т (60-70) – 43,75%) – доминирование в личностных профилях MMPI шкалы №2;
  • импульсивность (значения Т (60-70) – 43,75%) – доминирование в личностных профилях MMPI шкалы №4;
  • тревожность (значения Т (60-70) – 43,75%) - доминирование в личностных профилях MMPI шкалы №7.

 

Выявленные в ходе исследования данные личностные тенденции свидетельствуют о необходимости создания специализированной программы психологической помощи.

Основные цели программы психологической помощи родителям данной категории:

- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, препятствующие полноценному самовыражению;

- формирование позитивных установок в сознании родителей;

- совершенствование коммуникативных форм поведения;

- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Основные формы работы – индивидуальные консультации и семинары-тренинги.

Данная систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, в виде семинаров-тренингов, помогает решить задачи личностного развития и повышения социального статуса родителей, оптимизации детско-родительских отношений и гармонизации семейного климата.

Автор статьи - Горелова А.С.

.