Подростки сознательно могут подолгу концентрироваться на задании при тренированной функции внимания

Особенноси функции внимания у детей подросков - школа скорочтения

Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

Как высшую психическую функцию, которая определяется в процессе социализации ребенка (при произвольном направлении и удержании внимания). Оно формируется у ребенка при первоначальном контакте со взрослым. Согласно концепции, предложенной П. Я. Гальпериным и Кабыльницкой С. Л., внимание рассматривается как функция умственного контроля за адекватностью протекания психических явлений, обеспечивающих достижение высокого уровня продуктивности деятельности.

После 11-13 лет дети сознательно могут подолгу концентрироваться на неинтересном задании, удерживая внимание, сохраняя его интенсивность. Чем больше интересует подростка материал, тем проще ему будет продолжать оставаться внимательным. Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности. В подростковом возрасте отмечается определенная внутренняя противоречивость развития внимания. Школьники подросткового возраста могут удерживать преднамеренное внимание в течение 40-45 минут (при сильной мотивации к учебному материалу) и следить путем распределения и переключения внимания за 4-6 объектами сразу.

В подростковом возрасте возрастает способность к продолжительному сосредоточению на определенной деятельности. Внешний контроль и управление вниманием у ребенка переходит во внутренний. Внимание подростка становится опосредованным благодаря развитию понятийного абстрактного мышления. Исследователи отмечают в этом возрасте развитие объема внимания, его большую устойчивость и более развитые способности к переключаемости и распределению.

Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности и возникает независимо от сознательных намерений человека. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Оно требует волевых усилий для вхождения в работу и выполнения различных действий.

Развитие произвольного внимания зависит от развития речи и формирования доминанты. У детей до 6–7 лет это внимание значительно затруднено. Механизмы, лежащие в основе непроизвольного внимания, созревают быстрее.

В педагогической работе нужно учитывать особенности физиологических механизмов внимания. В младших классах мобилизация внимания учащихся возможна за счет активации механизмов непроизвольного внимания.

Объем внимания у подросков

Для исследования объема внимания была использована методика «Запомни и расставь точки». Результаты исследования подростков с нормой развития показали, что у 90 испытуемых наличествует очень высокий уровень объема внимания, у 150 – высокий уровень, у 200 – средний уровень, низкий уровень выявлен у 60 респондентов, очень низкий показатель объема внимания не выявлен. Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении: у большинства испытуемых высокий уровень объема внимания (48 %), далее – средний уровень (40 %) и у 12 % подростков – низкий уровень. Высокий уровень объема внимания позволяет говорить о том, что подростки без проблем работают с большими массивами информации. Низкие показатели по критерию развития объема внимания у подростков с нормой в развитии говорят о том, что они не в состоянии запомнить большой объем материала, а лишь часть его. Это считается в том числе особенностью подросткового возраста, а также недостатком развития, когда дети не работают над собственной памятью и не стараются в процессе учебы заучивать материал. Иные данные получились при обследовании детей с задержкой развития: очень высокий и высокий показатели не выявлены, средний показатель выявлен у 90 испытуемых (12 % выборки), низкий – у 350 подростков и очень низкий – у 90 (в сумме 82 % выборки). Эти данные говорят о том, что подростки с ЗПР удерживают одновременно значительно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, что затрудняет восприятие ситуации в целом. Это одна из особенно стей когнитивного развития таких детей.

Переключаемость внимания у подросков

Для изучения переключаемости внимания применялись таблицы Горбова – Шульте. У подростков с нормой развития данные следующие: у 32 человек (64 % испытуемых) выявлен высокий уровень переключаемости внимания, у 17 подростков (34 %) – средний и у 1 (2 %) – низкий уровень переключаемости. Как видим, это востребованная характеристика внимания в современных условиях, которая обеспечивает многозадачность мышления, возможность быстрой смены деятельности и визуальных образов, одновременного выполнения нескольких видов деятельности, очень хорошо развита у подростков. Результаты исследования переключаемости внимания подростков с ЗПР: высокий уровень не был выявлен, 15 испытуемых (30 %) продемонстрировали средний уровень и 35 (70 %) – низкий уровень переключаемости, что отражает сниженную способность таких детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Им нужно определенное время для включения во что-либо новое.

Избирательность и концентрация внимания у детей

Для определения избирательности и концентрации внимания применялся тест Мюнстерберга. Среди подростков с нормой развития были выявлены 9 испытуемых (18 %) с уровнем избирательности внимания высоким и выше среднего, 30 человек (60 %) со средним уровнем и 11 респондентов (22 %) с уровнем ниже среднего. Низкий уровень избирательности внимания не выявлен. Уровень избирательности внимания ниже среднего может объясняться не только недостаточным развитием этого свойства, но и внешними факторами (усталость, тревога, рассеянность, невнимательность). Такие подростки часто отвлекаются на постороннее.

Также иногда подростки в бланках теста пропускают те слова, что связаны у них с сильными эмоциями (например, «любовь», «экзамен»). Вместе с тем в процессе прохождения теста подросткам требуется определенная концентрация и устойчивость внимания, которые у современного поколения значительно снижены. Результаты исследования подростков с ЗПР показали, что высокий и выше среднего уровень избирательности внимания не выявлен, средний наблюдается у 14 испытуемых (32 %) и низкий – у 36 человек (68 %). Низкий уровень избирательности внимания у подростков с задержкой психического развития выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения.

Устойчивость внимания детей

Для выявления устойчивости внимания применялась методика «Таблицы Шульте». Устойчивость – характеристика внимания во времени. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания, таким образом, характеризуется как длительностью его протекания, так и степенью концентрации во время его сохранения. В результате определения устойчивости внимания у подростков с нормой в развитии нами были получены следующие результаты: из 50 испытуемых высокие показатели были выявлены у 9 человек (18 %), средние – у 21 (42 %) и низкие – у 20 испытуемых (40 %). Как видим, у достаточно большого числа детей с нормой развития наблюдается низкая устойчивость внимания, которая сигнализирует о том, что подростки не могут достаточное количество времени сосредоточиться на той деятельности, которой требует задание. Они часто отвлекаются и теряют время, а также совершают ряд ошибок.

Особенности развития внимания у детей подросткового возраста

Как известно, переходный возраст характеризуется существенными изменениями и в физиологических, и в психических процессах, происходящих у подростка. Это отражается и на внимании подростков. Наблюдения показывают, что именно пятиклассники занимаются в школе особенно неровно: бывают, то сосредоточенными, работоспособными, то рассеянными. Особенно невнимательными они оказываются во второй половине учебного дня. Дело в том, что не только в физическом, но и в психическом отношении подросток, перестав быть ребенком, не стал и взрослым. Он как бы на грани между тем и другим. Эта двойственная природа подростка сказывается и на особенностях его внимания. С одной стороны, у него сильно развито непроизвольное внимание: все новое, интересное, вызывающее те или иные эмоции, привлекает подростка, но, с другой стороны, это - возраст более сознательного, чем у младших школьников, отношения к жизни, поэтому у подростка получает большое развитие и произвольное внимание. Благодаря этому подросток может уже отвлечься от того, что непосредственно заинтересовывает его, для решения поставленных задач. Также отметим тот факт, что у подростков появляется интерес и к субъективному миру человека, к мыслям, к переживаниям, как к чужим, так и к своим собственным. Возникает внутренняя направленность внимания. Все свойства внимания (объем, устойчивость и пр.) в подростковом возрасте развиваются, особенно умение подолгу на чем-либо сосредоточиваться.

В случае необходимости подростки могут без особых усилий и переключать внимание. Возрастает также и способность к его распределению. Поэтому подростки иногда не хуже взрослых справляются с работой, требующей данного качества внимания. В этом же возрасте получает сильное развитие послепроизвольное и привычное внимание, которое, как отмечалось выше, начинает формироваться еще в младшем школьном возрасте. У подростка появляется привычка быть внимательным, потому, что у него уже не раз произвольное внимание переходило в послепроизвольное. Хотя волевое управление вниманием в подростковом возрасте достигает значительно более высокого уровня, чем у младших школьников, однако в регуляции его у подростка еще могут быть срывы. Развитие внимания у подростков сдерживают такие качества подростка, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видами деятельности. Особенности развития внимания в юношеском возрасте. Внимание учащихся старшего возраста характеризуется дальнейшим его развитием на основе общего интеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности. Если у детей младшего школьного возраста, а отчасти и у подростков внимание, прежде всего, привлекается тем, что ярко, красочно, интересно своей занимательностью, то у старших учащихся наибольшую сосредоточенность часто вызывают предметы, явления и виды деятельности, не отличающиеся внешней впечатляемостью, но привлекающие своим внутренним содержанием, ставящие перед человеком какую-то проблему, вызывающие работу мысли. Иногда старшие школьники бывают более внимательны тогда, когда учитель объясняет сложный материал, и плохо его слушают, когда им кажется, что все просто и ясно. Старший школьник настолько развит, что требует пищи для ума, а где есть мысль, там обязательно присутствует и внимание.

Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. У разных возрастных групп школьников внимание развивается по разному.

Внимание младшего школьника носит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто. Развитие внимания у подростков сдерживают такие качества подростка, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видами деятельности. Внимание учащихся старшего возраста характеризуется дальнейшим его развитием на основе общего интеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности.

Подростки гораздо дольше способны удерживать внимание на занятиях по сравнению с детьми, но могут впасть в состояние утомления, так как в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Поэтому на него можно воздействовать и развивать. Необходимо разобраться с самим понятием внимания и определить его особенности в подростковом возрасте. Причинами нарушения внимания в учебной деятельности у подростков могут быть сложная недоступная информация. слишком быстрый или медленный темп урока.

.