Как долго подросток может удерживать высокую интенсивность внимания
Подростки сознательно могут подолгу концентрироваться на задании при тренированной функции внимания
Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
В подростковом возрасте возрастает способность к продолжительному сосредоточению на определенной деятельности. Внешний контроль и управление вниманием у ребенка переходит во внутренний. Внимание подростка становится опосредованным благодаря развитию понятийного абстрактного мышления. Исследователи отмечают в этом возрасте развитие объема внимания, его большую устойчивость и более развитые способности к переключаемости и распределению.
Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности и возникает независимо от сознательных намерений человека. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс.
Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Оно требует волевых усилий для вхождения в работу и выполнения различных действий.
Развитие произвольного внимания зависит от развития речи и формирования доминанты. У детей до 6–7 лет это внимание значительно затруднено. Механизмы, лежащие в основе непроизвольного внимания, созревают быстрее.
В педагогической работе нужно учитывать особенности физиологических механизмов внимания. В младших классах мобилизация внимания учащихся возможна за счет активации механизмов непроизвольного внимания.
Подробнее