Лучшие практики приобщения детей к чтению

Пример родителей и старших членов семьи.

Практикуйте отдых с книгой. Хорошо, когда дети видят читающих родителей и других членов семьи. Неважно что это будет - книги, журналы, пресса.

Хорошо, когда в доме много разных книг.

Тогда ребенок с детства будет расти в нужной развивающей среде.

Хорошо, когда вы читаете ребенку, когда он просит, а не когда удобно вам.

Пусть чтение будет длится только 5 минут. Но это будет чтение с удовольствием, чем чтение через силу 30 минут.

После прочтения рассмотрите иллюстрации, поговорите о прочитанном, о героях, поступках.

Воспитывайте бережное отношение к книгам с раннего возраста.

Аккуратно обращаться, не рвать, не перегибать переплет, не пачкать, не бросать куда попало, брать чистыми руками. Ставить книги на свое место (в книжный шкаф, полочку, книжный уголок).

Не запрещайте чтение!

(когда ребенок уже читает самостоятельно).

В период обучения чтению полезно попросить ребенка прочитать все окружающие его слова

вывески, заголовки газет, названия кондитерских изделий (конфеты, торты, печенье и др.), названия продуктов в магазине. 

Применяйте игровые методы – читайте по очереди отрывки, предложения, слова.

Сделайте рисунок по мотивам прочитанного. Посмотрите мультфильм, фильм. Заучите отрывок и т.п.

Читайте разнообразные увлекательные книги. 

Создайте в доме комфортное и удобное место для чтения.

Это будет побуждать всю семью больше читать.

Создайте семейную традицию, связанную с чтением.

Например, по выходным - литературные вечера по общему чтению вслух и обсуждение.

С ранних лет старайтесь читать ребенку выразительно, используйте насколько это сможете свой артистизм.

Это поможет ему ярко воспринимать содержание воспринятого.

Хорошо зарекомендовали в наше время развивающие книжки с открывающимися окошками, трафаретами, дырочками для пальцев, 3D- книжки.

Они служат развитию фантазии, познанию мира, порождают интерес к книгам в раннего возраста. 

Рекомендации для родителей по чтению

Прививать ребенку любовь к чтению необходимо с самого нежного возраста. Почему необходимо? Потому что начитанный ребенок – это умный ребенок, с широким кругозором и красивой речью. Большинство современных детей начинают самостоятельно читать к пяти годам жизни. Для них нужны соответствующие книги, написанные простым и понятным для детей языком. Основные требования к шрифту и тематике книг Шрифт должен быть крупным, легко читаемым, чтобы ребенок мог прочесть содержание книги. Важным аспектом при выборе книги остается ее тематика, подходящая для данной возрастной группы.

Дети 5-8 лет охотно читают рассказы о животных, сказки, сюжетные истории. Скучные книги могут привести к потере интереса к чтению, поэтому учитывайте пожелания ребенка, помогайте ему в выборе книги.Роль иллюстраций

Для ребенка в возрасте 5 – 8 лет предпочтительны книги с картинками, причем достаточно крупными и интересными. Хорошо, когда иллюстрация содержит много мелких деталей и ее можно долго рассматривать. Иллюстрации должны быть продолжением истории, ребенку интересно увидеть то, о чем он читает.

Полезными и интересными в плане приобщения детей к навыку чтения будут детские энциклопедии с картинками, атласы растений и животных с кратким и простым описанием. В этом возрасте ребенка можно записать в библиотеку, где расширится круг его друзей, и интерес к чтению станет еще больше. Книги, подаренные в возрасте 5-8 лет, часто становятся самыми любимыми, а литературный вкус будет формироваться в зависимости от выбора произведений. Все малыши очень быстро растут. Родители зачастую и сами удивляются, с какой скоростью у их чада меняются предпочтения и интересы. Ведь ребенок зачастую «черпает» для себя что-то новое. В результате у него вырабатывается свое понятие о внешнем мире. Большую роль в этом играют книги. Они должны быть доступны для детского ума и насыщены эмоциями, а также учить детей правильно относиться к окружающим.

При подборе для ребенка 6-7 лет книги лучше всего отдать предпочтение классикам. Произведения должны быть познавательными, содержательными и добрыми. Малышу нужно знакомиться с культурой других стран, извлекать из прочитанного уроки, учиться думать и увеличивать словарный запас. При выборе книг для чтения дошкольнику 6-7 лет, надо учитывать, каковы герои, к чему они стремятся, как поступают, чему у них может поучиться ваш ребёнок. Лучше воспитывать на добрых книгах, без страшных событий, с хорошим финалом.

Мы хотим выделить несколько тематических направлений. Для начала стоит назвать сказки в стихах. Каждому из нас нравилось  читать про «Дядю Степу» по Михалкову и «Айболита» по Чуковскому. В этом ряду также стоят изумительные сказки Гауфа, Киплинга, Родари, Перро и Андерсена. Не стоит забывать про «Черную курицу» Погорельского и «Аленький Цветочек» Аксакова.  Прекрасные истории Драгунского о мальчике Денисе, повести Носова рассказывают детям о жизни их ровесников.

Возможно, вашему чаду понравится и детская фантастика. Помимо вышеперечисленных произведений вашему чаду нужно читать литературу о животных и о природе. Она дает возможность малышам почувствовать себя сопричастными к внешнему миру. Много интересного подскажут изумительные наблюдения природы Пришвина и Бианки. Вниманию и доброте научит «Белый Бим» по Троепольскому. Перечень произведений может быть бесконечным. Как привить любовь к чтению. Все родители очень хотят видеть своих детей успешными, умными, счастливыми.

Одним из важных условий полноценного гармоничного развития личности является любовь к чтению, которая способствует развитию памяти ребенка, внимания, мышления.Начинать читать ребенку лучше как можно раньше, почти с рождения. И покупать детские книжки, соответствующие возрасту.

Для самых маленьких продаются специальные мягкие книжки-раскладушки с картинками, которые дети любят долго рассматривать.

Для детей чуть постарше – картонные книги со стишками или коротенькими сказками. Читать ребенку нужно постоянно, эмоционально и с выражением. Во время чтения рассматривать вместе картинки и объяснять, рассказывать, что на них изображено. С развитием речи у ребенка можно начинать задавать вопросы по картинкам или прочитанному тексту, что будет способствовать активному его участию в процессе чтения и повышению интереса.

Когда ребенок научится читать сам, нужно ввести за правило, чтобы это происходило регулярно и желательно в определенное время. Первое время можно присутствовать при этом, слушать ребенка, читать с ним по ролям, обсуждать вместе прочитанное. Так ребенок научится анализировать и высказывать свои мысли, эмоции. Кроме того, он увидит, что его мнение важно для родителей. И когда чтение у ребенка войдет в привычку, он будет с удовольствием сидеть сам и читать. Некоторые дети долго не хотят читать сами и просят об этом маму.

Если процесс слишком затянулся, можно применить такую хитрость. На самом интересном месте прервать чтение и уйти, сославшись на важные дела. В большинстве случаев ребенок возьмет в руки книгу и дочитает, ведь так интересно узнать, что произойдет дальше. Формированию тяги к чтению очень способствует регулярное посещение вместе с ребенком библиотеки. Родители должны знать, какие книги привлекают ребенка, и помогать в подборе нужного материала.

Никогда нельзя заставлять читать книги, которые ему не нравятся. Очень полезно совместное посещение книжных выставок, магазинов. Можно позволить ребенку самому выбрать интересующую его книгу. Желательно создать домашнюю библиотеку, которая будет доступна не только взрослым членам семьи, но и ребенку. Родители сами должны являться примером и читать каждый день, чтобы ребенок видел, какое это увлекательное и полезное занятие и стремился быть похожим на них.

Можно ввести и семейную традицию чтения перед сном, когда вся семья вместо просмотра телевизора читает книги. Очень важно также прививать культуру обращения с книгами.

Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг,общения втроем: взрослый, ребенок и книга.

Как, бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.

Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.

Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.

Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно. Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.

Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.

Правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить ребенка к чтению

Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста.

Не хочет ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации.

Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами.

Не хочет читать, потому что ему страшно, что у него получиться не так, как хотелось маме или папе или учителю.

Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «книга- лучший подарок»- этя фраза очень актуальна и популярна сейчас.

Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.

Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.

Ниже примерный список книг.

1. Народные сказки о животных
2. Рассказы Н. Носова. Живая шляпа и др.
3. Н. Сладков. Бежал ёжик по дорожке.
4. В. Бианки. Лесные домишки. Чей нос лучше? Первая охота и
другие рассказы
5. М. Зощенко. Показательный ребёнок. Умные животные.
6. Бытовые сказки разных народов (о смекалке и сообразительности)
7. Сказки Ш. Перро. Красная Шапочка. Кот в сапогах.
8. А. Барто. Стихи.
9. В. Осеева. Волшебное слово. А. Толстой. Золотой ключик.
10. Энн Хогарт. Ослик Мафии и его друзья.
11. Г-Х. Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утёнок. Цветы маленькой Иды и др.
12. Д. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
13. А. Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.
14. В. Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.
15. П. Бажов. Серебряное копытце.
16. ДЖ. Родари. Приключение Чиполлино.
17. Г. Осер. Котёнок по имени Гав. Зарядка для хвоста. Привет мартышке и др.
18. Э. Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот. Каникулы в Простоквашино.
 

.